Когда-то много лет назад я работал корреспондентом уважаемой газеты. Надо отметить, что редакция нашей уважаемой газеты располагалась окна в окна с редакцией другого не менее уважаемого издания. Что было особенно удобно для корреспондентов отделов информации и писем. Можно было не занимать редакционный телефон, а просто прокричать в открытую форточку своему приятелю-корреспонденту приглашение попить пива. И вот однажды, хмурым осенним днем, из форточки напротив раздался традиционный призыв. Мною было срочно изобретено дело, требующее отсутствия на рабочем месте, по крайней мере, до конца дня. Пересчитав в кармане рубли и трешки, (помните, был такой зеленоватый дензнак?), я понял, что финансовой самостоятельности хватит на пару бутылок «Жигулевского» и бутерброд с российским сыром. Еще было точно известно, что до гонорарных дней в соседнем издании далеко. Однако пива и сплетен хотелось гораздо больше, чем выдумывания заголовков. Решено. Иду.
Дальнейшие события стали развиваться совсем не по плану. Вместо грязноватой пивной, мой приятель повел меня в приличный ресторан. Где под водочку и бефстроганов озвучил интересное коммерческое предложение: его школьный товарищ, ставший уже богатым человеком, собирает команду молодых и толковых журналистов. С основной работы уходить не надо. Вторую зарплату мы будем получать в конвертах без налогов и профсоюзных вычетов. А за это станем писать нужные буржую заметки и публиковать их в наших орденоносных газетах.
Если вы полагаете, что я вскочил из-за стола, бросил в лицо змию искусителю грязную салфетку и выбежал прочь, то это не так. Я внимательно и аккуратно доел мясо, допил водку, и мы заказали еще.
С того самого дня вторая зарплата исправно платилась целый год. За отчетный период мною было написано три никакие заметки. При их написании и публикации никто не пострадал. Через год змий открыл собственный кооператив, буржуй чуть позднее стал олигархом и медиа-магнатом, а я так и остался работать в газете.
Зачем я вспомнил эту давнюю историю? Да просто потому, что хотел рассказать – заказные публикации совсем не изобретение сегодняшнего дня. Они существуют столько же, сколько существуют СМИ. Просто раньше за правильно заполненную газетную площадь давали копченых гусей, накрывали столы в кабаках и совали в карман тощие конверты с красненькими десяточками.
Те наивные и благостные времена давно прошли. «Заказуха» превратилась в индустрию. В штаты газет и журналов введены единицы хорошо оплачиваемых коммерческих директоров. Работа которых состоит из поиска потенциальных заказчиков и внесения сумм в кассу родного предприятия согласно утвержденным тарифам. И чем выше статус издания, тем, соответственно, выше тариф. Изменились и требования к оплаченным материалам. Просто написать «Вася - уважуха!» или «Вася – козел!» мало. Надо доказать это. По возможности убедительно, чтобы читатель поверил.
И ведь получается!
Но как отличить заказной материал от честного журналистского текста? Я для себя разработал несколько «разведпризнаков». Предлагаю и вам применить их при анализе публикаций.
1. Если в нескольких изданиях одновременно появляются заметки по одной и той же теме – внимание! Информационная компания началась.
2. Некое событие трактуется однозначно положительно или отрицательно. Соответственно подобраны и комментарии экспертов. Верный признак – за публикациями стоит один интересант.
3. Заметка появляется на бумажном носителе, но ее не найдешь в Интернет версии издания (об этом подробно, на примерах, остановимся в следующий раз).
|