КРИМИНАЛЬНАЯ РОССИЯ
Понедельник, 20 Мая 2024, 01:06
| RSSГлавная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
РОССИЯ: ПРЕСТУПНЫЙ МИР [108]
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО УГОЛОВНОГО АРГО [2]
МАНЬЯКИ...ХРОНИКА СЕРИЙНЫХ УБИЙСТВ [27]
ЗАКОНЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА МОЛОДЕЖИ [34]
КНИГА ЖИЗНИ ИЛИ ПУТЬ К СВЕТУ [7]
KAK ЗАЩИТИТЬ ДИТЯ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ [51]
ПРЕСТУПНОСТЬ РОССИИ. КТО ЕСТЬ КТО? [36]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
Главная » Статьи » Криминальное Чтиво » ЗАКОНЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА МОЛОДЕЖИ

Положения в криминальной среде

В традиционной криминальной группе самое высокое положение занимали и занимают лица, относящие себя к "ворам" (2; 24; 37; 80; 110). Они пользуются наибольшим авторитетом в преступной среде не только "зоны" (спецПТУ, спецшколы, ВТК и т.п.), но и за ее пределами. По значимости вслед за "ворами" стоит наиболее активная часть правонарушителей - грабители и разбойники. Их групповые преступления имеют корыстные мотивы и насильственный характер действия. Ниже стоят фарцовщики, мошенники, хулиганы и насильники. Еще менее авторитетны в криминальной среде мелкие воришки, бродяги, попрошайки, стоящие в спецПТУ, спецшколе и ВТК, как правило, особняком. Завершают нижнюю часть престижного ряда криминальной группы лица, занимающиеся мужеложством, сутенерством и т.п., совершившие так называемые "неприятные" преступления, насильники детей, правонарушители-одиночки. Последние часто оказываются в положении изгоев.

Не одинаков уровень престижности территориальных "банд", "команд", "контор". Все зависит от авторитета лидера во взрослой преступной среде, степени связи данной группы с преступными группами взрослых. Если группа несовершеннолетних преступников является "филиалом" преступной группы взрослых (мафии), то авторитет "взросляка" полностью переходит на авторитет группы несовершеннолетних, а порой - и на каждого ее члена.

Современные нетрадиционные группы (например, фанаты, итальянцы, аристократы, рокеры и др.) вначале возникают не как криминальные, а как объединяющие молодежь для решения своих, преимущественно досуговых проблем. На криминальный путь они становятся там, где запущена профилактическая работа. С ними борются вместо того, чтобы взять их в союзники. Престижность этих групп преходяща. Она зависит от того, какое молодежное течение входит в моду (находится ли оно на пути своего становления, достигло ли расцвета или находится в стадии заката).

Преобладание сторонников той или иной группы в данной спецшколе, спецПТУ, ВТК, в микрорайоне также имеет значение. Существование и престижность группы зависит и от сплоченности ее членов и их умения постоять за себя. Более сплоченными бывают воровские группировки, поэтому даже небольшим числом они нередко "держат власть" в "зоне" или на территории.

Важное значение для самоутверждения подростка и молодого человека в криминальной среде имеет длительность нахождения в группе , в закрытом заведении (спецПТУ, ВТК и т.п.).

Интересно, что несовершеннолетние и молодежь отождествляют уголовное наказание в виде лишения свободы и принудительную меру воспитательного характера в виде помещения в спецПТУ и спешколу, соответственно приравнивая время пребывания в них к сроку лишения свободы (в ВТК). Этот срок объективно оценивается несовершеннолетними и молодежью в двух аспектах:

  • как время непрерывного нахождения в специальном заведении и ВТК, когда с его увеличением "вес" и значимость личности возрастают. Это автоматически дает возможность после соответствующего "посвящения" перейти из категории притесняемых новичков в категорию "пацанов", а затем - в категорию притесняющих старожилов ("старшаков", "старичков", "дедов");
  • как суммарное время, проведенное несовершеннолетним или молодым правонарушителем последовательно в специальной школе, приемниках-распределителях, специальном ПТУ и ВТК. Оно отождествляется со стажем пребывания в закрытых учреждениях, знанием правил и порядков, действующих в них. Чем больше времени провел подросток в стенах разных учреждений подобного рода, тем больше опыт, "бывалость".

Пребывание специальных ПТУ, других учебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях и колониях отражается в татуировках. Это позволяет наглядно демонстрировать превосходство "старичков" над новичками. Проблема взаимоотношений "старичков" и новичков актуальна в любом учреждении для несовершеннолетних и молодежи. Однако особую значимость имеет она в закрытых воспитательных учреждениях и ВТК, при работе с несовершеннолетними нарушителями, а также с молодыми солдатами, где всевластие "старичков" приобретает негативный характер (46; 61; 104; 105; 106; 201,542,543,562).

Подросток и молодой человек может обеспечить себе высокое положение в асоциальной среде, если заручиться поддержкой тех, кто его здесь знает и может за него поручиться.

Поэтому весьма важную роль играет наличие или отсутствие в криминальной группе соучастников преступлений и правонарушений , пользующихся авторитетом в данной среде. Поручиться за новичка могут земляки, которые знают его, слышали о нем или имели общих знакомых, имеющих авторитет в данном сообществе. Особое значение имеет поручительство лиц одной национальности с новичками. Наличие соучастников и представителей его нации, гарантирует новичку защиту от притязаний других лиц и избавляет его от необходимости проходить унизительную процедуру проверки ("прописку"). В свою очередь "старичики" также заинтересованы в том, чтобы найти новичков и земляков, которые пополнили бы ряды их сторонников. Такая же картина наблюдается и в армейских подразделениях.

Таким образом, факторы национальной принадлежности, землячества, соучастия в прошлых правонарушениях и преступлениях тесно связаны между собой, поскольку их роль в процессе самоутверждения в криминальной группе одна - обеспечить поручительство за вступающего в группу новичка.

Статус подростка и молодого человека, его "падение" или "возвышение" в криминальной среде в значительной степени зависит от поведения в правоохранительных органах ( при приводах в милицию, нахождении в приемниках распределителях, в комиссии по делам несовершеннолетних, у следователя и т.д.). Самым большим проступком перед соучастниками считается признание соей вины, раскаяние, явка с повинной, помощь следствию и суду в установлении истины, нежелание брать вину на себя и выгораживать лидера, особенно взрослого. Тот, кто ведет себя подобным образом, становится "предателем", навсегда утрачивает авторитет в криминальной среде. "Дурная" репутация такого человека становится известна в спецшколе, спецПТУ, ВТК, по месту жительства.

Игра же в "несгибаемость", корпоративную "честность" идет на пользу опытным преступникам, спекулирующим на чувствах товарищества, коллективизма несовершеннолетних и молодежи (49).

Таким образом, криминологические факторы позволяют высветить личность с позиций глубины ее криминального заражения и асоциального опыта.

Большое влияние на статус несовершеннолетнего и молодого человека в криминальной среде оказывают психолого-поведенческне факторы . К ни относится поведение новичка в период адаптации в группе, отношение к активу и "низам", средствам воспитания, режиму учреждения или нормам морали на свободе. Попадая в новую среду, подросток и молодой человек обычно выбирает свою линию поведения. Но свой замысел ему нередко реализовать не удается, поскольку он находится под пристальным вниманием лидера криминальной-группы и "старичков" ("паханов", "бугров").

Чтобы подчинить себе новичков, "авторитеты" прибегают к запугиванию, шантажу, обману, посулам, ложному покровительству, избиению, игре на чувствах товарищеской солидарности, чести и т.д. (114; 115; 116).

Широко применяется способ "замазывания" новичка, т.е. постепенного втягивания его в преступную деятельность. Новичка могут принудить совершить преступление, таким образом пытаясь отрезать ему путь к законопослушному поведению. Чем более тяжкое и дерзкое преступление совершает он лично, чем более велика его роль в групповом преступлении, тем быстрее он самоутвердится, тем выше его статус.

Важным фактором, способствующим самоутверждению несовершеннолетнего и молодого человека является, с одной стороны, его отношение к "авторитетам" а с другой стороны - к изгоям . Система воздействий на членов криминальных групп строится так, чтобы каждый из них "чтил" "бугров", "шишек", "вожаков", "авторов". Неукоснительное выполнение их распоряжений позволяет приблизиться к ним и влиять на других подростков и молодых правонарушителей от их имени. Стремление к прислужничеству порождает угодничество, заискивание перед "сильными". Но более слабым членам криминальной группы свойственно стремление во что бы то ни стало выбиться "в люди", оторваться от "низов", добраться до вершин неофициальной власти. Они глумятся прежде всего над теми, кто не входит в данную криминальную группу, кто стоит на нижних ступенях групповой иерархии.

Общение с этими лицами, их защита, совместная деятельность (развлечения, прием пищи, физические контакты и т.п.) неминуемо ведут к подрыву авторитета, кто это допускает. Чем непримиримее и беспощаднее несовершеннолетний и молодой человек к "низам", тем прочнее его позиция в криминальной среде.

Реальной силой, которая противостоит "авторитетам", является актив, социально-позитивные группы "в зоне" и на свободе. На них и должны опираться работники правоохранительных органов, педагоги спецшкол, спецПТУ, сотрудники закрытых спецучреждений в борьбе с криминальной субкультурой.

Естественно, что враждебное отношение к активистам и социально-позитивным группировкам, стремление всячески опорочить их считается заслугой подростка и молодого правонарушителя в криминальной среде. Не поощряется здесь и участие в работе общественных организаций и органах ученического самоуправления любого учебного заведения. Сегодня значение органов ученического самоуправления, общественных организаций несовершеннолетних в школах, ПТУ, специальных учебных заведениях, ВТК существенно возрастает. В спецшколе, спецПТУ и, ВТК учитывается, например, участие в их работе при определении исправленности и решении вопроса о досрочном освобождении из ВТК, выпуске или переводе подростка из спецшколы или спецПТУ для продолжения учебы. Несмотря на это случаи прямого отказа участвовать в работе актива встречаются часто. Однако, и вступая в актив, асоциально и криминально настроенные несовершеннолетние и молодые люди нередко начинают двурушничать, разлагать органы ученического самоуправления. Чтобы предупредить подобное явление не практикуется назначать (выбирать) командирами (старостами) учебных групп, отделений, отрядов или председателями советов учащихся лиц из числа "авторитетов" в спецшколах, спецПТУ и ВТК.

Следует заметить, что в последние годы все больше дает о себе знать не наблюдавшаяся раньше тенденция сращивания актива с уголовными авторитетами , позволяющая использовать всю полноту официальной и неофициальной власти, чтобы держать "низы" в повиновении, жить за их счет. Не является ли это своеобразным отголоском сращивания на свободе мафиозных структур с представителями власти? Здесь есть почва для размышлений.

Положением о специальной школе (специальном ПТУ), Исправительно-трудовым кодексом Российской Федерации определены основные средства исправления и перевоспитания правонарушителей. К ним относятся общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, учебно-производительный труд, политико-воспитательная и культурно-массовая работа. В криминальных группах несовершеннолетних и молодежи негативное отношение к таким средствам поощряется и ставится в заслугу подростку или юноше. Однако, им приходится считаться с тем, что позитивное отношение к средствам исправления и перевоспитания ( добросовестная учеба, честный труд, примерное поведение, участие в работе различных секций, предметных кружков и т.д.) является одним из показателей исправленности. От него зависят досрочный выпуск из спецшколы, спец-ПТУ, условно-досрочного освобождения из ВТК, различные льготы.

Чтобы продемонстрировать "авторитетам" свое отрицательное отношение к труду, учебе, политико-воспитательной работе и одновременно сохранить официальные преимущества, даваемые за честный труд, примерное поведение, прилежную учебу, сторонники криминальной субкультуры прибегают к скрытому противодействию администрации . В таких случаях демонстрируются показная активность и показное усердие, а в отсутствие мастера в учебно-производственной мастерской применяются изощренные способы присвоения результатов чужого труда путем вымогательства, рэкета, игры в карты, на спор (мошенничества), взимания платы за покровительство и т.п. Чтобы уклониться от работы, несовершеннолетние и молодые люди используют симуляцию, аггравацию болезней и членовредительство, выдавая их за производственный и бытовой травматизм.

"Авторитеты" охотно посещают лекции на нейтральные в нравственном отношении темы, носящие преимущественно информационный характер, но мероприятия воспитательного характера пропускают или пытаются сорвать их так, чтобы самим остаться вне подозрения. Занятия они стараются пропускать по "уважительной" причине, а нередко сорвать их, домашние задания не выполняют.

Лица, нарушающие, например, требования режима в спецшколе (спецПТУ, ВТК), распорядок дня в общеобразовательной школе или ПТУ, могут повысить свой статус в криминальной группе. Демонстративные нарушения, пререкания с педагогами, срыв уроков, создают вокруг такого подростка или юноши ореол мужественности и смелости. В печати сообщалось об избиениях учащимися учителей. Поэтому в некоторых школах, например. Красноярского края, вынуждены учредить милицейские посты. Профессия педагога становится опасной для жизни не только в колонии, спецПТУ, но и в обычной школе, ПТУ. Поэтому не следует забывать, что такие действия весьма заразительны и способны перерасти в групповые нарушения, а в специальных и исправительных заведениях - в массовые эксцессы. По механизму психического заражения в них втягивается основная масса несовершеннолетних и молодых людей. Результатом этого могут стать массовые уходы из спецшколы и спецПТУ, массовые побеги из ВТК, групповые неповиновения, отказы от работы и др. Так, например, в бывшей Московской специальной школе для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, при наполнении 100 человек в год совершалось 360 побегов. При этом "бугры" в любое время самовольно оставляли школу, по-существу, диктуя администрации и педагогическому коллективу свои требования, с которыми те вынуждены мириться, сознательно повышая этим статус "бугров" представлением им привилегий, наделением их милицейскими функциями путем формирования из них "группы захвата" для поиска, задержания и возвращения в школу беглецов из числа "низов" (8; 358).

Мы попытались выявить значимость каждого из проанализированных факторов в определении статуса личности несовершеннолетнего в групповой иерархии двумя срезами (1980 и 1990 гг.) (см. таблицу 5).

Таблица 5

Ранжирование, проведенное несовершеннолетними и экспертами, значимости факторов, определяющих статус личности в групповой иерархии
 
Наименование факторов 1980 1990
Осуж. ВТК эксперты СпецПТУ эксперты
Х Ранг Х Ранг Х Ранг Х Ранг
Бывалость (жизненный опыт) 2.35 1 3.94 2 3.32 5 4.5 3
Категория и квалификация преступной группы 2.87 2 4.86 3 3.0 4 5.0 5
Стаж преступной деятельности 2.94 3 3.61 1 4.5 6 4.8 4
Возраст 7.45 9 5.77 6 5.1 7 5.3 6
Личностные качества 3.05 4 5.12 5 6.40 8 6.7 9
Срок лишения свободы, пребывания в спец.ПТУ, спецшколе 3.46 5 5.01 4 9.20 11 6.1 7
Физическая сила 9.34 11 6.32 7 7.95 10 10.5 14
Поведение на следствии, в суде (правоохранительных органах) 4.62 6 7.03 10 7.13 9 6.4 8
Региональное происхождение (национальность) 5.14 7 8.55 11 1.65 1 2.6 2
Соучастие в прошлых преступлениях, правонарушениях 6.22 8 6.99 9 2.14 2 2.3 1
Отношение к слабым,"низам" 10.39 12 10.68 14 2.8 3 9.2 12
Поведение в адаптационный период 8.11 10 6.18 8 10.12 12 9.7 13
Отношение к активу 10.40 13 9.36 12 11.50 14 8.1 11
Отношение к основным средствам перевоспитания и режима 11.85 14 9.83 13 10.35 13 7.15 10
 
Из таблицы видно, что существует достаточно тесная связь между рядами факторов, проранжированных несовершеннолетними осужденными, учащими спецПТУ и экспертами (сотрудниками ВТК и спецПТУ) -1980 г. - г=0,83; 1990 - г=0,65. Это означает близость их оценок и мнений по данной проблеме. Однако следует отметить, что в 1980 году связь этих двух оценок была значительно теснее. В современных условиях разброс мнений у воспитанников спецПТУ и экспертной больше.

Вместе с тем в исследовании обнаружено существенное изменение ранговых мест ряда факторов. В определении статуса несовершеннолетнего в группе прежде всего возросло значение фактора "национальность" (региональное происхождение), а также фактора " соучастие в прошлых преступлениях". Высоко стоит фактор "отношения к слабым", "низам" (у учащихся спецПТУ на 3-е месте). Это свидетельствует о дальнейшей дегуманизации отношений по вертикали в криминальных группах. Несколько увеличилась значимость возраста (при сравнении осужденных в 1980 г. и учащихся спецПТУ в 1990 г.) в определении положения личности в криминальной группе (среде).

В изменении значимости конкретных показателей к 1990 году отражается динамика криминальной субкультуры с одновременным сохранением устойчивости в оценке рассматриваемых факторов. Как бы параллельно идут два процесса: ужесточение нравов криминальной субкультуры, особенно в группах вульгарных преступников и одновременно ее демократизация в группах профессиональных преступников. По существу, иерархия отношений в преступных группировках копирует наши социальные отношения, как в кривом зеркале. Эту мысль продолжает бывший заключенный: "...Законы там суровые... Но суть, что у вас, что у нас - одна. Авторитет должен быть железным. И неважно, какими способами ты его делаешь" (421). Ему вторит другой "простой советский заключенный", обратившийся с письмом в "Известия": "Я повидал здесь много "хорошего": и как убивают, и как отнимают последнюю честь - насилуют, "чтобы не вякал" (164).

Вульгарная преступность потому и называется вульгарной, что там сила и жестокость "правит бал". Все это отражается и на способах определения статуса личности, ее роли в преступной группе и криминальных деяниях. Иное дело - профессиональная Преступность, где главное - ум, холодный расчет. Пресса отмечает, что в такой преступной среде "в последнее время произошла своего рода демократизация, поэтому бандами сегодня в одиночку не руководят" (209).

Кроме "пехоты" ( так называют сейчас рядовых боевиков в преступных группировках) в каждой группе есть несколько главарей. Они могут ненавидеть друг друга, но против "низов" ("пехоты", "автоматчиков") выступают вместе. Все это существенно отражается на значимости того или иного фактора при определении позиции и статуса любого члена группы. В случае сговора (особенно в подростковых и молодежных группировках) главари могут легко снизить статус любого члена группы, имеющего хорошие показатели по всем рассматриваемым факторам, "чтобы не вякал".

Таким образом, глубокое знание и всесторонний анализ каждого из рассматриваемых факторов, а также их динамики в связи с изменениями в преступном мире, позволяют достаточно точно определить статус любого несовершеннолетнего и молодого человека в криминальной среде, не прибегая к социометрии и другим психологическим методам; предвидеть его поведение, разработать дифференцированные и индивидуальные программы профилактики правонарушений, исправления и перевоспитания "верхов", "нормально живущих" и "низов".
 
 

Пирожков В.Ф. ЗАКОНЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА МОЛОДЕЖИ (криминальная субкультура) vor v zakone, criminal, compromat, video
Категория: ЗАКОНЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА МОЛОДЕЖИ | Добавил: KP (09 Сентября 2008) | Автор: Пирожков В.Ф.
Просмотров: 11265 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МИРУ - СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОНЛАЙН

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК ПО САЙТУ
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]