Федеральный суд общей юрисдикции Калининского района Новосибирска заключил под стражу двоих граждан Китая, подозреваемых в использовании рабского труда своих же соотечественников. Супруги Мэй и Ли Ч., владельцы автосервиса, использовали рабов, как отмечают следователи, не на каких-нибудь «черных земляных» работах, а в качестве квалифицированных специалистов по ремонту иномарок. Впрочем, степень профессионализма не отменяла главного — признаков рабского труда. Жертвы «зарабатывали» исключительно на еду и ночлег, их лишили документов и связи с родственниками в Китае, т.е. люди фактически находились в безвыходном положении. Против супругов-эксплуататоров было возбуждено уголовное дело по п. «а», «д» ч. 2 ст. 127.2 УК РФ «Использование рабского труда, совершенное в отношении двух и более лиц, с изъятием документов, удостоверяющих личность потерпевшего».
Согласно материалам уголовного дела, в начале 2008 года выходцы из Китая супруги Мэй и Ли Ч. решили набрать штат сотрудников для своей станции техобслуживания автомобилей. В Китае были завербованы около десятка работяг — всем им обещали хорошие условия работы и проживания, приличную зарплату, легальное оформление.
Вскоре 8 новобранцев-автослесарей оказались в Новосибирске — им предстояло обслуживать и ремонтировать иномарки на станции автосервиса, расположенной на ул. Богдана Хмельницкого.
По прибытии в Новосибирск условия контракта для китайцев начали резко меняться. Сначала у людей забрали паспорта и разрешения на работу. Потом поставили перед фактом того, что «в целях экономии» жить им придется там же, где и работать, — в подсобных помещениях здания автосервиса «приветливо» располагались лежаки, походящие более на тюремные нары. Далее шло по нарастающей — жертвам объявили, что работать они будут не за зарплату, а за еду и ночлег, что без документов они «никто», что не стоит и думать о попытках побега или жалоб местным властям. В подтверждение серьезности своих намерений владельцы автосервиса при поддержке «партнеров по бизнесу» несколько раз проводили публичные процедуры усмирения непокорных — избивали тех, кто пытался возмущаться.
После того как воля членов коллектива была полностью подавлена, начались рабочие будни. Жертвам приходилось чинить автомобили в непрерывном режиме ― без праздников и выходных, с 8-часовым перерывом на сон.
А спустя год после въезда китайцев на территорию России встал вопрос о продлении разрешений на работу. Хозяину автостанции Ли Ч. ничего не оставалось делать, как переоформлять все документы без привлечения к процедуре угнетенных соотечественников; пришлось подделывать бумаги. В это же время жертвам удалось выйти на связь со своими родственниками в Китае и «передать сигнал SOS».
Деятельность китайских предпринимателей, использовавших рабский труд, попала в поле зрения оперативников ГУ МВД РФ по СФО. Сыщики разработали спецоперацию по изобличению подозреваемых. Итогом тщательно спланированных мероприятий стало задержание супругов-эксплуататоров, во время обыска на станции техобслуживания были изъяты документы, паспорта жертв и другие улики, подтверждающие противоправную деятельность китайских коммерсантов. Самих сервисменов, угодивших в рабство, подробно допросили, а затем надежно укрыли от посторонних глаз и возможного давления — вплоть до отправки на родину.
Следователи новосибирского управления СКП РФ предъявили супругам Мэй и Ли Ч. обвинения по п. «а», «д» ч. 2 ст. 127.2 УК РФ «Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ, совершенное в отношении двух и более лиц, с изъятием документов, удостоверяющих личность потерпевшего». Решением суда владельцы автосервиса взяты под стражу.
Это не первое уголовное дело, возбужденное в Новосибирске по статье об использовании рабского труда. В ноябре 2008 года был вынесен приговор шестерым выходцам из Средней Азии, организовавшим бизнес по вербовке малограмотных соотечественников. Гастарбайтеров из Узбекистана привозили в Новосибирск, обещая хорошие условия работы и проживания, а также приличную по азиатским меркам зарплату. События развивались по ставшему уже стандартным сценарию — лишенные паспортов в незнакомом городе жертвы попадали в полную зависимость от своих «хозяев». Узбеки-рабы бесплатно трудились на строительных объектах, жили впроголодь в антисанитарных условиях, находились под постоянным надзором охранников, подвергались моральным унижениям и физическому воздействию. Тогда организаторов и участников банды работорговцев приговорили к различным срокам лишения свободы.
Леонид Марченко, НГС НОВОСТИ
|