Федеральный суд общей юрисдикции Октябрьского района Новосибирска вынес решение по делу банды разбойников и грабителей, покровительство которым оказывали сотрудники УГРО районного УВД. Начальник отдела уголовного розыска подполковник Геннадий Дергалев и рецидивист Сергей Гурулев вместе создали и контролировали группу подростков, совершавших по милицейским наводкам налеты на квартиры новосибирцев. Гурулев занимался непосредственным управлением бандой, Дергалев обеспечивал «прикрытие» — не давал хода оперативной работе по уголовным делам, вызволял «бойцов» в случаях задержания другими милицейскими подразделениями.
Подполковника милиции обвинили по ч. 1 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», п. «а» ч. 4 ст. 158 «Кража, совершенная организованной группой», п. «а» ч. 4 ст. 162 «Разбой, совершенный организованной группой». Аналогичные обвинения были предъявлены оперативникам Горбачеву и Дарбазанову. Рецидивист Сергей Гурулев, помимо краж и разбоев, дополнительно обвинялся по ч. 4 ст. 150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления». Рядовым членам банды — подросткам — инкриминировали групповые разбои, кражи и угоны.
Согласно материалам расследования, преступная группа, состоявшая из так называемых «трудных подростков», начала совершать свои налеты на территории Октябрьского района Новосибирска в 2006 году. Непосредственным руководителем банды являлся ранее неоднократно судимый Сергей Гурулев с многолетним криминальным опытом — свой новый «проект» он организовал сразу после очередной «отсидки». «Проект» был организован «на паях» с начальником отдела УГРО Октябрьского РУВД Геннадием Дергалевым.
По предложению подполковника, как установило следствие, рецидивист отыскал и сплотил вокруг себя группу подростков из малообеспеченных семей, которые, в силу соответствующего воспитания, готовы были, не задумываясь, окунуться в «преступную романтику».
Находясь под прикрытием милиции, рядовые члены банды совершали тяжкие преступления и чувствовали себя абсолютно безнаказанно, ведь обеспечением безопасности группировки под руководством начальника УГРО занимался чуть ли не весь личный состав отдела. «Опера» знали все, что происходит «на районе», они определяли круг потенциальных жертв, которых можно было без опаски грабить и обворовывать. Конкретные адреса передавались рецидивисту Гурулеву, он разрабатывал тактический план нападения на квартиры и распределял роли между налетчиками.
Для совершения разбоев была разработана единая оптимальная схема — налетчики в масках и с оружием врывались в жилище, связывали хозяев и выносили все ценное. Добычу сбывали через криминальных скупщиков, кандидатуры которых утверждали подполковник Геннадий Дергалев и его оперативники. По версии следствия, начальник УГРО максимально использовал все свое влияние и авторитет в тех случаях, когда кто-либо из банды попадал в поле зрения милиции на территории других районов. Подростков вызволяли под различными предлогами — «он в нашей разработке», «задействован в оперативной комбинации», «больше не будет нарушать», «мы сами его посадим» и т.д.
В очередной раз вызволить одного из задержанных членов группировки не удалось, уголовное дело расследовалось с запасом крепких улик. И вскоре налетчик потянул за собой всю банду — сначала рядовых «бойцов», потом «районную милицейскую крышу».
К апрелю 2007 года отдел УГРО Октябрьского РУВД Новосибирска находился под тотальным наблюдением сотрудников ГУ МВД РФ по СФО и оперативников УСБ областного ГУВД. Геннадия Дергалева и его подчиненных вскоре задержали прямо в рабочих кабинетах и, по решению суда, заключили под стражу.
Основное судебное разбирательство касалось 13 человек — подполковника Геннадия Дергалева, оперативников Горбачева и Дарбазанова, рецидивиста Гурулева и 9 «бойцов»-подростков. Дела других оперативников — по фактам взяточничества, вымогательства и незаконного оборота наркотиков — еще слушаются в рамках отдельных судебных процессов.
По основному делу все инкриминируемые членам группы деяния были подтверждены в суде в полном объеме. Геннадия Дергалева приговорили к 9 годам лишения свободы, Сергея Гурулева — к 10,5 годам, остальным участникам назначили от 1,5 до 8,5 лет колоний. Осужденные милиционеры своей вины не признали. Их позиция заключается в том, что они стали невольными жертвами «охоты на оборотней в погонах», «спущенного сверху плана борьбы с коррупцией» и «прокурорского произвола».
Леонид Марченко, НГС НОВОСТИ
|