На Урале разгорается крупный скандал по итогам прокурорской проверки специальных медицинских учреждений. Выяснилось, что часть пациентов психоневрологических лечебниц были обворованы своими же врачами.
Одни тратили пенсии пациентов на свои нужды, покупая мебель и косметику. Другие оформляли над инвалидами опекунство, прописывались в их квартирах, а затем отправляли хозяина жилплощади в интернат.
Масштаб преступлений поразил даже следователей. Корреспондент НТВ Инна Осипова ознакомилась с материалами уголовных дел.
У пациента психиатрического диспансера Юрия Савельева, инвалида первой группы, еще недавно была двухкомнатная квартира в центре Екатеринбурга. А сейчас только койко-место в интернате. Недвижимость душевнобольного человека теперь принадлежит его бывшему опекуну — врачу-психиатру.
Она сначала ухаживала за подопечным, затем прописалась в его квартире, приватизировала ее, а Юрия Савельева выселила в интернат. По словам соседей, он плакал, когда за ним приехала бригада врачей, просил оставить его дома, где он прожил много лет. Ведь он не создавал никаких проблем окружающим.
Евгений Сазонов, сосед: «Спокойный, никогда ничего такого не было. Он ходил в магазин, мы встречались на улице регулярно, общались».
Но сам Юрий Савельев до сих пор верит в порядочность своего опекуна. Для одинокого инвалида врач-психиатр стал родным человеком.
Юрий Савельев: «Какая ей была выгода себе? Она должна была прописаться, чтобы у нее квартиру не отобрали, все было законно. Прописала своего сына, потому что он был несовершеннолетний».
Между тем в прокуратуре уверены: врач воспользовалась беспомощностью пациента, чтобы решить свой квартирный вопрос. Дело уже направлено в суд. Врач и ее адвокат утверждают: сделка была законной.
Татьяна Копытова, адвокат ответчика: «Они стали собственниками. На законном основании вселились в жилое помещение».
Дело врача Зубаревой может стать началом целой серии судебных процессов подобного рода. В ходе масштабной прокурорской проверки соблюдения прав недееспособных граждан в Свердловской области вскрылись десятки случаев присвоения имущества душевнобольных.
Только в психиатрической больнице № 6 Екатеринбурга, где работает Зубарева, таким образом решили свои жилищные проблемы несколько сотрудников.
Татьяна Шахрай, помощник прокурора Октябрьского района г. Екатеринбурга: «При этой больнице создан опекунский совет, который рекомендует врачей опекунами. А врачи сразу же решают свои жилищные вопросы».
Администрация больницы отказывается от встреч, но в телефонном разговоре главный врач клиники сказал, что опекунов назначают органы опеки, а медики лишь рекомендуют кого назначить.
Когда мы снимали на территории больницы, один из охранников заявил, что тоже хотел стать чьим-нибудь опекуном, но его не рекомендовали. Желающих много. В другом диспансере для душевнобольных в Первоуральске сотрудники расходовали пенсии инвалидов по своему усмотрению.
Прокуратура проверила чеки на товары, приобретенные якобы для недееспособных пациентов. Судя по ним, психически больные люди заказывали себе золотые изделия, дорогостоящие продукты и парфюмерию. Один из пациентов мужского пола зачем-то приобрел дамские модельные сапоги, а пациентка, страдающая ожирением, попросила купить ей элегантную кофточку на десять размеров меньше.
Сейчас по всем фактам нарушения прав душевнобольных возбуждены гражданские и уголовные дела. Часть недвижимости инвалидам опекуны уже добровольно вернули. В прокуратуре эти преступления называют особо циничными, поскольку права беспомощных пациентов нарушают те, кто по закону должен их защищать.
При этом в большинстве случаев врачам-аферистам грозит лишь конфискация незаконно отнятого имущества и административное наказание, а не уголовное.
|