Страсбургский суд вынес приговор по иску бывшего председателя совета директоров КрАЗа Анатолия Быкова, который обвинял РФ в незаконном использовании в судебном процессе против него данных, полученных в результате спецоперации.
Суд обязал Россию выплатить Быкову 1 тысячу евро за моральный ущерб и 25 тысяч евро возмещения судебных издержек, сообщает РИА "Новости".
Согласно материалам следствия, в сентябре 2000 года Быков, который на тот момент был главным акционером ОАО "Красэнергомаш-Холдинг" и депутатом Красноярской краевой думы, поручил человеку из своего окружения убить своего бывшего партнера по бизнесу, красноярского предпринимателя Павла (Вилора) Струганова, известного в криминальных кругах под кличкой Паша Цветомузыка.
Однако предполагаемый исполнитель поручения не выполнил, сообщив сотрудникам ФСБ о намерениях Быкова и сдав им оружие, переданное заказчиком.
Убийство 38-летнего Струганова правоохранительные органы инсценировали 29 сентября 2000 года на Кутузовском проспекте столицы. Прокуратура располагала признательными показаниями Александра Василенко, который утверждал, что Быков поручил ему убить Струганова.
Затем исполнитель явился к заказчику, сообщил ему подробности происшествия и передал в качестве доказательства принадлежавшие "покойнику" бумаги, помеченные специальным химическим веществом, а также часы и деньги. Оперативники записали их беседу при помощи передающего устройства, которое было передано коллеге Быкова. Впоследствии Василенко отказался от своих показаний.
4 октября 2000 года дом Быкова обыскали, а он сам был задержан. На процессе через два года обвинение требовало приговорить Быкова к девяти годам тюрьмы. Защита настаивала на оправдательном приговоре, так как отсутствует событие преступления: предприниматель Струганов в результате преступного намерения не пострадал.
В июне 2002 года Мещанский районный суд Москвы признал его виновным в участии в попытке организации убийства, а также в незаконном приобретении и владении оружием и приговорил к шести с половиной годам условно. Сразу из зала суда Быков был выпущен на свободу.
Отметим, что сам фигурант дела Вилор Струганов в 2004 году получил 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Подсудимый был признан виновным в "подстрекательстве к совершению приготовления и умышленном убийстве по найму, которое не было доведено до конца по не зависящим от подсудимого причинам", а также в терроризме.
В вину Струганову, задержанному в декабре 2001 года в Красноярске, вменялась подготовка двух взрывов у здания школы, прогремевших накануне выборов в Законодательное собрание края, а также организацию взрыва автомобиля, совершенного с целью убийства его владельца, который, тем не менее, остался жив.
Быков неоднократно добивался пересмотра свого дела. Дело в том, что все время от задержания до вынесения приговора он находился за решеткой. Прокуратура распорядилась поместить его под стражу в связи с тяжестью обвинения и угрозой того, что истец может оказать давление на свидетелей. Срок содержания Быкова под стражей неоднократно продлевался, а все обращения арестованного в вышестоящие судебные инстанции отклонялись.
В июне 2004 года Верховный суд РФ по просьбе Быкова принял решение о пересмотре дела. В результате он был признан виновным в подстрекательстве к совершению преступления, однако мера наказания осталась прежней. Анатолий Быков обратился в Страсбургский суд в сентябре 2006 года, и Палата Суда приняла его жалобу к рассмотрению.
Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что российские власти необоснованно продлевали предварительное заключение обвиняемому, а также использовали технические средства наблюдения без соответствующих мер безопасности.
Отметим, что в январе 2008 года суд запретил регистрировать Анатолия Быкова на выборах в горсовет Красноярска. В 2001 году лидер ЛДПР Владимир Жириновский предлагал красноярскому предпринимателю продать акции КрАЗа государству в обмен на личную свободу. По словам адвоката Быкова Генриха Падвы, Быкову предлагали отдать свой пакет акций (28%), который оценивался примерно в 120-150 млн долларов, за 25 миллионов. Быкова обещали выпустить при условии, что он немедленно покинет Россию, отметил адвокат.
|