Российские милиционеры готовятся к встрече старых знакомых – героев лихих девяностых. В самое ближайшее время у многочисленных бригадиров, авторитетов и рядовых боевиков заканчиваются сроки заключения.
Поверить в их раскаяние и желание адаптировать в современном обществе достаточно сложно. Так что же – ждать новой криминальной войны? Как это было, 15-20 лет назад – напомнит репортаж Алексея Сухорукова:
Сегодня эти, пусть и бледные, но все же цветные кадры воспринимаются не иначе как хроника, хотя и четверти века не прошло. Начало и середина девяностых. Каждый крупный российский город напоминает поле битвы. На улицах то и дело кого-нибудь расстреливают или взрывают. Все без исключения знают такие слова и выражения, как «стрелка», «братва», «поставить на счетчик». А главные герои – крепкие люди со звучными прозвищами – Кирпич, Могила, Бабуин.
Петербург, 1994 год. Этого молодого человека похитили и двое суток пытали – прижигали живот утюгом. Требовали три миллиона рублей, в тех деньгах это огромная сумма. Даже матери звонили. Когда преступники поняли, что денег никто не привезет, жертву задушили, а тело утопили в канализационном колодце. Похитителей поймали почти сразу.
Если перевозить пистолеты – то на дне коробок с консервами. И не два-три – а сразу десятками, чтобы оперативники несколько раз сбились со счета. Если прятать в гараже что-нибудь незаконное – то измеряться это должно килограммами и километрами. Вскрыли один такой, а внутри тротила и проводов хватит на сотню-другую бомб. Если брать взятку – то исключительно в долларах, а толстой пачке самое место в верхнем ящике чиновничьего стола.
С особой дерзостью устраняли неугодных. В джип Павла Капыша, президента Балтийской финансово-промышленной группы, стреляли из гранатомета, чтобы уж наверняка. И все это – в самом сердце Петербурга, напротив Кунсткамеры. Спикера городского парламента Виктора Новоселова взорвали в собстенной машине. Убийца подбежал к автомобилю, остановившемуся перед светофором, и попросту положил бомбу на крышу.
Пистолет, автомат, снайперская винтовка и взрывчатка – главные аргументы в любом споре того времени. Исключений не делали ни для кого. Вот средь бела дня кто-то выпустил по машине политика Юрия Беляева несколько очередей из автомата. Двое охранников убиты на месте. А эти кадры сняты сразу после убийства Галины Старовойтовой. Депутата Госдумы расстреляли в подъезде собственного дома на канале Грибоедова в Петербурге.
Евгений Вышенков, заместитель директора Агентства журналистских расследований: Каждый день на улицах стреляли. Каждый день в ресторанах сидели спортсмены и решали – валим или не валим. И никто не получал за это денег. Это сейчас какой-нибудь киллер сидит и знает, что он получит какую-то сумму, а тогда все это делали бесплатно, потому что это же было ради общего дела.
Отголоски того времени слышны и сегодня. Ровно два года назад в центре Петербурга днем из автоматов Калашникова выпустили несколько очередей по золотистому «Ролс-Ройсу» и сопровождавшему его джипу с охранниками. Но сегодня это скорее исключение, чем правило, и каждая такая новость воспринимается как нечто экстраординарное.
* * *
Теперь давайте посмотрим, что произойдет в масштабах страны. Рязань. В 2000 году здесь вынесли приговор членам ОПГ «Слоны». 22 бандита получили в совокупности 214 лет лагерей – за десятки убийств, вымогательства, грабежи, разбои и похищения людей. Многие уже успели провести в следственных изоляторах по 4 года, так что в приговоре эти сроки учитывались. Максимальное наказание по старому кодексу – 15 лет зоны, так что слоны уже пакуют чемоданы. На свободе их, определенно, ждут. По крайней мере, киллер Леонид Степахов по кличке Пузырь – он условно-досрочно вышел на свободу в 2004, уже через месяц был задержан в Москве с поддельными документами на новой «Ауди А8». На шее у Пузыря висел медальон за 70 тысяч долларов. Видимо, подарок друзей ко дню освобождения.
Перенесемся на Урал. Екатеринбург. В конце 90-х здесь судили лидеров и боевиков группировки «Уралмаш» – всего 17 человек. Остальных просто не поймали. За несколько лет они совершили только доказанных – 28 убийств. Захваты предприятий, вымогательства и похищения исчислялись десятками. Окончательно обнаглев, бандиты обстреляли из гранатометов здание городского УБОПа. Многие, кстати, уже на свободе. Остальных – ждут.
Центр. Москва. Столичные группировки можно перечислять бесконечно, но вот лишь один пример. «Коптевские». В 2000 году по семь лет лагерей получили авторитеты Мороз, Саша Боксер, Заяц и рядовой боевик Гусар. На их счету множество преступлений, но доказали только групповое вымогательство. В этом году все четверо вновь станут полноправными членами общества.
Трудно представить себе, что освободившись, все эти люди пойдут на биржу труда. У многих на воле до сих пор работает налаженный бизнес, но большинство, видимо, займется привычным делом: вымогательствами, похищениями людей, разбоями и грабежами. Особенно это касается этнических банд: грузинские воры в законе, например, даже имея на своих счетах миллионы долларов, не гнушаются квартирными кражами – благо, это их основная специализация.
* * *
Как милиция готовится к встрече со старыми знакомыми? Можно ли ждать новой криминальной войны? В прямом эфире «Пятого канала» к разговору присоединяется генерал-майор милиции, начальник управления информации и общественных связей МВД России Валерий Грибакин: (см. видео)
|