За каждого похищенного подростка родителям выплатят по 37 тысяч евро.
В четверг Европейский суд по правам человека (ЕСЧП) вновь вынес приговор сразу по нескольким делам, связанным с событиями в Чечне. По одному из них, «Лянова и Алиева против России», суд обязал российские власти возместить моральный и материальный ущерб заявителей, который оценен в 74 тысячи евро. Заявительницу Асият Лянову в Страсбурге представляли юристы правозащитного центра (ПЦ) «Мемориал» и Европейского центра защиты прав человека. Интересы Рашан Алиевой представляли юристы ПЦ «Правовая инициатива Ингушетия». Решение Евросуда обязывает Россию выплатить Ляновой и Алиевой по 37 тысяч евро каждой, а также издержки обоим правозащитным центрам в общей сложности на 8,5 тысячи евро.
Сыновья заявительниц летом 2000 года в Ленинском районе Грозного были взяты под cтражу федералами, и этот факт признается российскими властями, а затем бесследно исчезли. Трое подростков - 16-летний Мурад Лянов и 15-летний Ислам Домбаев, 17-летний друг Тимур Табжанов (по национальности - ингуш, чеченец и русский) вечером 28 июля шли домой к одному из общих друзей, при этом Ислам Домбаев нес гитару. На улице Садовой все они были задержаны псковским ОМОНом, проводившим в этот момент операцию. Ребята были доставлены на базу ОБРОН-8, а затем в Ханкалу. С тех пор об их судьбе родственникам ничего не известно. Следствие по делу о похищении трех подростков не привело к результатам, виновные так и не были установлены. Один из следователей смог вернуть родителям Ислама только его гитару. Родители Табжанова не стали жаловаться в Страсбург и вскоре покинули Чечню.
«Мы жили по соседству, Тимур и Мурад были лучшими друзьями Ислама, - рассказывает заявительница Рашан Алиева, мать Ислама Домбаева. - Ислам увлекался музыкой, любил играть на гитаре. Эта гитара - все, что могли найти следователи. Хотя известны имена похитителей. Есть рапорт командира ОМОНа Гусева, в котором написано, что они задержали ребят, продержали всю ночь на базе, а утром передали сотрудникам ОБРОН-8», - рассказала Алиева корреспонденту "Газеты".
Кстати, на момент похищения Ислама муж Рашан работал в правоохранительных органах Чечни, а сама она была финансистом в военкомате Чечни.
С тех пор в течение восьми лет родители подростков обращались в различные инстанции, вплоть до администрации президента России.
«Я не питаю иллюзий насчет нашего правосудия. Я обращалась во всевозможные инстанции, даже Путину писала. У меня огромная папка отписок. Но я решила идти до конца. Вся вина 15-летнего ребенка в том, что он вышел на улицу вечером. Вышел с гитарой, которую мне вернули через несколько дней», - говорит мать похищенного.
Когда папка с отписками достигла внушительных размеров, Рашан Алиева и Асият Лянова обратились в ЕСЧП. Они жаловались на нарушение Российской Федерацией права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность. В четверг Европейский суд удовлетворил их жалобу.
«В решении Европейского суда нет рекомендации России провести тщательное расследование, - рассказал корреспонденту "Газеты" директор ПЦ "Правовая инициатива Ингушетия" Арсен Сакалов. - После решения финансовой стороны расследование дела будет находиться под надзором европейских судей», - пояснил он.
Вчера же Евросуд рассмотрел жалобу еще по двум чеченским делам - «Расаев и Чанкаева против России» и «Халидова и другие против России». В частности, суд признал, что в отношении них также имело место нарушение со стороны властей России права на жизнь.
|