Сегодня Конституционный суд России признал несоответствующими Основному закону ряд положений Уголовно-процессуального кодекса, которые определяют порядок хранения вещественных доказательств.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба предпринимателя. Он лишился своего вертолета в связи с тем, что летательный аппарат был признан вещественным доказательством, а затем продан.
За процессом следил корреспондент НТВ Илья Федосов.
Решение по так называемому «делу о проданном вертолете» Конституционный суд вынес в пользу истца. Само заседание продолжалось недолго, около получаса.
Было видно, что адвокат истца волнуется, но, тем не менее, как выяснилось, никакой интриги не было. По словам представителя президента в Конституционном суде, исход дела легко можно было предсказать.
Михаил Кротов, полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде: «Вопрос о защите права собственности — краеугольный вопрос для защиты конституционных основ. И в том случае, когда гражданин лишается собственности без судебного акта, это недопустимо с точки зрения Конституции Российской Федерации».
Вкратце напомню суть этой судебной истории. Предприниматель для нужд своего предприятия приобрел вертолет. Но фирму-посредника, которая этот вертолет ему доставила, обвинили в контрабанде, и вертолет забрали в качестве вещественного доказательства.
Вертолет модели «Белл-470» находится в приличном состоянии. Такая машина стоит около двух миллионов долларов. Хранить его тоже было сложно и дорого и поэтому по решению следственных органов вертолет продали, не уведомив владельца.
Это позволял сделать один из пунктов Уголовно-процессуального кодекса. Именно этот пункт сегодня и оспаривали в Конституционном суде. Суд вынес решение, что пункт этот противоречит Конституции, и никто из граждан не может быть лишен собственности без соответствующего судебного решения.
Наталья Опимакова, адвокат В. Костылева: «Изначально были нарушены права собственника вертолета, поэтому полагаем, что они должны быть восстановлены и вертолет должен быть возвращен Владимиру Васильевичу Костылёву. Поэтому, получив данные постановления Конституционного суда, будем продолжать бороться за имущество».
Теперь после решения Конституционного суда депутаты Госдумы должны внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, и это уже коснется всех граждан, чье имущество так или иначе относится к вещественным доказательствам. Хранить их следственные органы по-прежнему смогут, но вот продать без решения суда уже не получится.
|