Экспертиза ДНК свидетельствует, что юноша без документов и персонального кода - это ребенок, пропавший в Даугавпилсе 16 лет назад, когда ему было всего лишь полтора месяца от роду.
Напомним читателям эту невероятную историю. Жительница Даугавпилса, подозреваемая в краже, оказалась в следственном изоляторе. Ее несовершеннолетнему сыну cиротский суд начал подбирать опекуна. Вот тут и выяснилось, что у подростка нет ни свидетельства о рождении, ни персонального кода. При проверке было установлено, что именно тогда, когда в этой семье появился ребенок, из коляски был украден младенец. Ребенка так и не нашли. Возникла версия: а не этого ли парнишку похитили у родной матери?
Названная мать не утверждала, что родила 16 лет назад. По ее словам, младенца привез муж из Дагестана, сказал, что это его сын. Мужчина умер, так что проверить эту информацию невозможно. А границы в указанный период еще были открыты, так что документальных свидетельств тоже нет.
Женщина, которая пережила эту страшную трагедию, была потрясена известием, что ее сын все эти годы жил рядом. Правда, она уверяет, что чувствовала: ребенок жив. В тот роковой день она буквально на несколько минут оставила коляску, чтобы зайти в продовольственный магазин в центре города. Сегодня это может показаться легкомысленным, но 16 лет назад подобное было вполне нормальным и обыденным делом. Разгул криминала был еще впереди.
Но молодой маме первой пришлось столкнуться со страшным преступлением - похищением ребенка. Выйдя из магазина, она увидела пустую коляску. И в тот момент нормальная жизнь для нее закончилась. Сначала шок, ужас, надежда, поиск, расспросы... И - никаких следов. Полицейское расследование тоже ни к чему не привело.
Муж так и не смог простить ей пусть невольный проступок и ушел. Больше замуж она не вышла, других детей не было. Все эти годы она живет одна в собственном домике на окраине Даугавпилса. Искусная вязальщица, продает свои изделия на местном рынке. В том числе детские шапочки и варежки. Такие же, как вязала, ожидая первенца.
Горе не забылось, но рана зарубцевалась. И вот - все снова кровоточит. Узнав о том, что мальчик может быть ее сыном, она не удержалась и издали посмотрела на него. Оказалось, они похожи внешне. Но вдруг это совпадение?
Управляющая делами Даугавпилсской думы Хелена Солдатенок рассказала, что социальная служба в этой непростой ситуации взяла на себя функции, которые не предусмотрены никакими правилами. Экспертиза ДНК проводилась по просьбе Даугавпилсского сиротского суда, оплатила ее (около 250 латов) Даугавпилсская городская дума. В Ригу и мать и сын были доставлены 19 марта на двух отдельных машинах, чтобы не травмировать психологически юношу, который на тот момент официально не был проинформирован о существовании своей биологической матери.
И вот все подтвердилось. А теперь попытайтесь представить себя на месте любого из этих двух людей. Как найти контакт с подростком, который воспитан другими? Как осознать юноше, что его родители на самом деле совершили преступление? Чтобы подготовить найденного сына и его мать к встрече, с ними сейчас работают психологи.
Семья парня до последнего времени не считалась неблагополучной. Все эти годы она ни разу не попадала в поле зрения социальных работников и правоохранительных органов. Тем не менее возникает целый ряд вопросов. Мы порой говорим о европейских порядках с пренебрежением: чуть что, сразу стучат в полицию. У нас же не принято вмешиваться в чужую жизнь. Спрашивается: неужели в небольшом городе никого из знакомых и соседей не удивил тот факт, что у женщины, которая не была беременной, вдруг появился младенец? Муж привез его с Кавказа? Полуторамесячного?
Допустим, для бабушек-соседок такая легенда сойдет. Но мальчик за эти годы сменил две школы. Естественно, потребовались документы. Но объяснения, что они то ли затерялись, то ли сгорели, всех удовлетворили. Хотя в любом случае можно получить дубликат. Выяснилась еще одна подробность. После централизованного экзамена из Риги пришло сообщение, что ребенка с указанным персональным кодом в Латвии не существует, что требуется проверка. Но ничего не было сделано.
Теперь пропавший 16 лет назад человек получит персональный код, удостоверяющий личность документ и будет внесен в Регистр жителей ЛР. С какими именем и фамилией ему дальше жить - будет решать он сам.
Есть в этой истории и нечто мистическое. Все тайное становится явным. Преступление, которое по закону за давностью лет не подлежит суду, карает высший суд.