КРИМИНАЛЬНАЯ РОССИЯ
Понедельник, 03 Февраля 2025, 17:53
| RSSГлавная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ВОРЫ В ЗАКОНЕ [1459]
ВАШИ ПИСЬМА [43]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
Главная » 2008 » Март » 6 » Уколитесь – и добро пожаловать в… ад!
18:38
Уколитесь – и добро пожаловать в… ад!
."Новое русское слово" (Европа-СНГ)

Где начинаются наркодоллары, знают почти все. Почему-то первым на память приходит Афганистан. Где они продолжаются, тоже знают все. По меньшей мере, это стало особенно очевидно с началом эпохи одноразовых шприцев. На окурки наступаешь, конечно, чаще, но шприцев тоже хрустит под ногами немало.

Все соглашаются, что наркотики – большая беда. Но бороться с этим злом так и не научились, как и со СПИДом. Почему? Наверное, в первую очередь потому, что за этим преступным бизнесом стоят слишком большие деньги – глобальные, мировые. Нет ни одного государства в мире, которое могло бы заявить, что находится на пути разрешения этой проблемы. Тем более далеки от этого постсоветские страны, утверждает еженедельник "Новое русское слово" (Европа-СНГ).

ПОСТСОВЕТСКИЕ ХРОНИКИ УЗБЕКИСТАНА

Горная тропа, осел и мешок кукнара

Наркотики "идут по этапу", и самые суровые законы не могут остановить этот поток

Когда голод, разруха и нищета поселились в вашем доме, наркоторговля представляется спасением. Жителей сельской местности Узбекистана не останавливают ни суровые местные законы, ни лекции о вреде наркотиков.

Торговать героином бедным узбекам очень выгодно. Его стоимость на пути из Узбекистана в Россию возрастает примерно в 60 раз: на юге республики, в Сурхандарьинской области1 кг героина стоит от 4 до 5 тыс. долларов, в Ташкенте - 30-40 тыс. долларов, а в Москве - 150-200 тыс. долларов.

АКСАКАЛЫ ЗНАЮТ ТОЛК

Как ни стараются узбекские силовики ставить преграды на пути наркотрафика, поток не уменьшается. Всего в минувшем году была изъята 1 тонна 792,2 кг зелья (почти на 600 кг больше, чем в 2006 году). Самый популярный наркотик у торговцев - героин, изъято 537,24 кг. "Труднодоступные и пересеченные местности южных и восточных регионов республики, граничащих с Афганистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном, по-прежнему чаще всего используются для контрабанды крупных партий наркотических средств в республику и через ее территорию", - отмечает Служба национальной безопасности.

"Местным горцам знакома каждая тропа, каждый камень в ущелье. Бороться, а тем более увещевать их бесполезно. Переправил мешок кукнара на осле в ближайший райцентр - и получил свои двадцать долларов. Да он на эти деньги накупит дешевой серой муки, масла хлопкового и будет спокойно жить целый месяц", - рассказывает знакомый оперативник.

Ежегодно с апреля по июнь МВД совместно с СНБ и местными органами самоуправления проводит операцию "Черный мак". Денег на это традиционное мероприятие власть не жалеет. В течение трех месяцев сотрудники подразделений МВД по борьбе с наркотиками ищут посевные площади дикорастущей и культивируемой конопли и опиумного мака. Используют наземный транспорт и воздушный - вертолеты.

Второй этап операции начинается в августе и проходит до октября. В этот период традиционно оживляется торговля выращенной нелегально марихуаной и сырцом опия. Стоит отметить, что выращивание в небольших количествах (10-20 кустов) опиумного мака на приусадебных участках в горных районах было практически всегда. Местное население использовало мак в качестве народного средства, помогающего при простудах и заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Аксакалов, на протяжении десятилетий поддерживающих здоровье с помощью небольших доз мака, сотрудники милиции не трогают, а мини-посевы не уничтожают. Однако любому оперативнику известно, что у каждого такого аксакала на горной делянке всегда есть еще кустов двести. На продажу. Но только пойди найди их.

ДЯДЯ ШУХРАТ БЕССМЕРТЕН

С 1994 года узбекские силовики завели традицию принародно сжигать самую крупную партию наркотиков. В июне прошлого года по поручению правительства республики СНБ Узбекистана уничтожило 772 кг наркотических веществ. Дипкорпус, СМИ и чиновников собрали на Узбекском комбинате тугоплавких и жаропрочных металлов. Дали сфотографировать подлежащую ликвидации партию, погрузили ее на автокар, закинули в доменную печь и провели пресс-конференцию. Всего за последние годы в республике было сожжено в доменной печи комбината около 40 тонн наркотических веществ. Но сколько ушло при этом по знаменитому северному маршруту, уже никогда не подсчитать.

Через несколько дней после сожжения бывший одноклассник автора этих строк скончался от передозировки. Купить дозу в Ташкенте очень просто, надо знать "дядю Шухрата" и пароль на звонок по мобильному телефону. Кстати, пароль тоже нужно еще купить. Стоит "кодовое" слово 10 тысяч сумов (около 8 долларов). Дешевле войти в доверие к таксисту. Если сойдете за своего, он с большим удовольствием доставит вас за дополнительную плату в ташкентский район Чукурсай. Если повезет, на заднем дворе любой местной чайханы можно найти кайф по карману и желаниям.

Свыше 70 проц. наркотиков, конфискуемых в Узбекистане, имеют афганское происхождение и поступают в страну через территорию Таджикистана. Только в прошлом году были арестованы 76 граждан Таджикистана, которые пытались перевезти различные наркотики. В самой республике уже давно не выявляются крупные посевы опиума и марихуаны. Заниматься этим невыгодно, легче купить в приграничном кишлаке таджикскую или афганскую "упаковку" и самому перепродать в Ташкенте. "Турпоездки" в приграничные горы все чаще пресекаются местными "посбонами" (что-то вроде узбекских дружинников). Но, судя по информации, и с ними можно договориться.

НЕ СТОИТ ДОМ БЕЗ НАРКОТИКА

Еще одна головная боль узбекских властей - мост дружбы "Айритом", через Амударью, разделяющий республику с Афганистаном. Осенью прошлого года Государственный таможенный комитет выступил с официальным предупреждением. "За последние дни таможенные службы Узбекистана пресекли несколько попыток ввоза из Афганистана небольших партий наркотиков на территорию республики. Усилен досмотр грузовых составов, пересекающих таможенный пост "Айритом" на узбекско-афганской границе. Выявлено, что в составах, идущих из Афганистана, организуются тайники для перевозки наркотиков". Таможенники обнаружили несколько больших партий наркотиков.

Наркотики продолжают идти по этапу. Суровые узбекские законы не могут остановить их поток. За продажу даже самой маленькой упаковки героина по местному Уголовному кодексу виновного ждет 7,5 года. Оптовая наркоторговля расценивается как особо тяжкое преступление - до 20 лет лагерей, а розничная - как тяжкое преступление - не менее 12 лет. Между тем, по свидетельству узбекских оперативников, в небольших приграничных райцентрах, расположенных на высокогорье, двух- и трехэтажные особняки можно встретить на каждой улочке. На какие доходы строятся, знает только горная тропа.

ПОСТСОВЕТСКИЕ ХРОНИКИ РОССИИ

Оптимизм постепенно уходит...

В России число больных с диагнозом "наркомания" официально составляет 350 тысяч с "хвостиком"

Генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов, будучи журналистом по образованию и писателем по призванию (у него около десятка книг), считает, что любопытство до добра не доводит. В этом его убедила работа в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), где он возглавляет департамент информационной и межведомственной деятельности. Михайлов знает: в жизни есть вещи, к которым лучше не прикасаться. И пытается донести эту мысль до сограждан.

- Александр Георгиевич, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков создали потому, что наркомания и наркобизнес приобрели угрожающий для национальной безопасности страны характер. Но почему вдруг у многих россиян появилась тяга к наркотикам?

- В 1990 году, когда я служил в КГБ, мы с коллегами говорили, что для СССР наркомания - не характерная угроза. Распространению наркотиков тогда мешали три важных момента. Первое - отсутствие в Союзе конвертируемой валюты. Наркотики - это бизнес, и какой дурак продавал бы героин из Афганистана за рубли? А массового хождения долларов у нас в ту пору еще не было. Второе - Советский Союз держал границы на замке. Третье - отсутствие молодежной субкультуры, одним из непременных компонентов которой являются наркотики.

В конце 1991 года все эти факторы рухнули. В стране появилась и молодежная культура, которая, к сожалению, базируется на трех составляющих: рок-н-ролл, секс, наркотики. Они взаимосвязаны, находятся как бы в одной оболочке. Для того чтобы влиять на эту среду, важно создать какие-то новые стандарты. В последнее время в качестве альтернативы предлагают спорт, здоровый образ жизни. Но спорт - удел сильных, способных преодолевать трудности. Люди, которые имеют предпосылку к химической зависимости, по сути своей очень слабые. Для них преодоление себя может состояться только через какие-то стимуляторы. Либо через стимуляторы прийти к победе, либо уйти в другое измерение.

- И сколько в России наркоманов? В СМИ называют цифры от 4 до 6 миллионов.

- С 1990-го по 2000 год число наркоманов увеличилось в Российской Федерации в девять раз. И к 2000 году вышло практически на пик. До 2003 года ежегодный прирост лиц, поставленных на учет, составлял 25-26 процентов. С 2003 года начались подвижки к лучшему. Видимо, потому, что заработала система антинаркотической деятельности, стала меняться общая культура в стране, и еще, думаю, потому, что уже была достигнута некая насыщенность. То есть люди, которые хотели и могли погрузиться в эту трясину, погрузились. В принципе ситуацию удалось стабилизировать. И сегодня количество больных с диагнозом "наркомания" разных видов официально составляет 350 тысяч с "хвостиком".

- Но многие на учете не стоят. Например, в мире шоу-бизнеса полно клиентов по вашей части, однако на них смотрят сквозь пальцы.

- Сейчас и в этой среде стандарты начинают меняться. Я знаю немало рок-музыкантов, употреблявших наркотики, а теперь ставших нашими ярыми сторонниками. И они не рисуются, не пытаются играть на нашем поле. Они искренне убеждены в необходимости упредить эту болезнь у других. Я разговаривал с большим количеством бывших наркоманов, которые говорили, что звонок им был оттуда (показывает на небо. - Прим. автора). Например, один из моих уже, можно сказать, друзей, человек из этой категории, рассказывал, как однажды он, в состоянии достаточно тяжелом, стоял под душем, и вдруг перед ним возникла картина, что с потоками воды он сам стекает в слив.

Понимаете, через какое ощущение он прошел?.. Некоторые люди либо сами начинают сознавать, что дошли до последней черты, либо им был какой-то знак свыше. Но тех, кому удалось свернуть с инфернального пути, очень мало - они исключения из страшного правила.

- Насколько я понимаю, у вашего ведомства не только карательные функции, но и профилактические?

- Совершенно верно. Для нормализации наркоситуации в России перед ФСКН поставлены пять задач, смысл которых сводится к государственному управлению этой ситуацией, международному сотрудничеству, созданию условий для недоступности наркотиков, снижению спроса и предложения, а также формированию в стране такой культуры, где наркотикам нет места. Соответственно, профилактической работе тут придается особое значение. И самое сложное в ней - научить людей говорить наркотикам "Нет!".

- А СМИ помогают вашему ведомству вести профилактическую работу?

- В какой-то мере да. Но, по-моему, пресса и телевидение стали заниматься ею как-то очень односторонне, однообразно. Я являюсь председателем конкурсной комиссии по награждению электронных и печатных средств массовой информации за лучшее произведение на нашу тему. Мне приходится смотреть и читать огромное количество материалов. И в последний раз я понял, что СМИ в какой-то степени остановились. Вчера сказали, что изъяли килограмм героина, сегодня - два килограмма, завтра скажут, что сто килограммов...

А зритель, читая и слушая об успехах ФСКН, по-прежнему каждый день проходит в своем подъезде по хрустящим под ногами шприцам. Те объемы, которые мы изымаем, может, и влияют на цену наркотиков, на их доступность, но люди сталкиваются в своей повседневности с прежней ситуацией. Получается, что с экрана они слышат одно, а в жизни видят другое, и это их раздражает. Даже мне уже становится тошно от фильмов и программ, которые я смотрю на эту тему.

- Клубная культура основана на драйве. Продержаться на танцполе 5-8 часов без стимуляторов трудновато. И как тут быть?

- Драйв можно получить и за счет хорошего настроения, общения, танцев. В конце концов, для "расслабухи", выражаясь молодежным языком, можно и рюмочку выпить - этого пока никто не запрещал. Сейчас мы активно работаем с руководителями клубов. Потому что для наркодилеров клубы - места особого притяжения. Там темно, у публики есть потребность в стимуляторах. И наша задача - вытеснить оттуда наркодельцов. Руководители этих заведений тоже не дураки и прекрасно понимают, что совместное наведение порядка, то есть выдавливание из клубов наркотиков, для них выгоднее. Ведь если мы будем каждый день устраивать "маски-шоу", класть посетителей лицом на пол, вытаскивать десятки обдолбанных подростков на освидетельствование, то бизнес там резко пошатнется.

- Да у вас просто не хватит людей, чтобы постоянно устраивать в этих заведениях "маски-шоу".

- Конечно, должна быть еще добрая воля руководителей клубов. И мы нашли вполне законный способ урегулировать наши отношения с ними. Скажем, в Татарстане не выдается лицензия на работу ночного увеселительного заведения без дополнительного соглашения с его руководством о том, что клуб берет на себя обязанность бороться с распространением наркотиков, а в случае обнаружения их там правоохранительными органами он закрывается. Без всяких разговоров и споров. И такие соглашения подписаны со всеми ночными заведениями Татарстана.

- Однако это меры скорее карательные. А раз вы сотрудничаете с Западом, где в отличие от нас клубная культура существует давно, то, может, стоит там позаимствовать опыт?

- Что такое Запад? Это разные страны, и там существует множество подходов к этой проблеме. Они весьма разнородные, даже противоречащие друг другу. Например, в Германии борьба идет очень жесткая. Голландия превратилась просто в наркопомойку, но сейчас и там стали понемножку закручивать гайки. А, допустим, в Швеции прошли уже все: заместительную терапию, программу снижения вреда и многое другое. И вышли на единственный вариант и единственную логику - недопустимости наркотиков.

- Вообще, если всерьез относиться к тому, чем вы занимаетесь, можно сойти с ума. И, наверное, только с юмором и легкостью можно выдержать весь этот ужас.

- Знаете, стало очень тяжело работать. Когда наша служба только появилась, в обществе еще не укоренились двойные стандарты в отношении наркотиков. Лишь позже мы поняли, какое количество людей либо не поддерживает нас в нашей борьбе, либо противостоит нам. Причем порой их интерес носит скрытый характер. Например, есть лица, которые выступают в защиту конопли. Это первая проблема, с которой мы столкнулись неожиданно для себя.

Далее. Появились безумцы, которые, эпатируя общественное мнение, пытаются бороться за легализацию наркотиков, как они говорят, "легких". Хотя нигде в мире нет такого понятия "легкий наркотик". Потом мы вдруг открыли для себя, что, оказывается, есть немало людей, которые кормятся на этой поляне, и им очень выгодно большое количество наркоманов в стране: их можно легально лечить (иногда даже абсолютно нелепо) и выкачивать любые деньги. Потому что родственники такого человека, чтобы вернуть его к нормальной жизни, как правило, готовы на все.

Поэтому оптимизм постепенно уходит. И наступает состояние полной сосредоточенности для ежедневной схватки. Мы прекрасно понимаем, что для нашей страны мало годится чужеземный опыт. Когда мне говорят: давайте посмотрим на западные находки, я всегда очень скептически к этому отношусь. Даже при множестве законодательных рогаток наши ушлые господа сумеют обойти их с помощью коррупции, взяток. Нужно вырабатывать собственные стандарты.

- Собственные стандарты?.. Да мы их утратили даже в культуре!

- Что касается нашей сегодняшней культуры, то, конечно, требуются перемены. Это не значит, что нужно все запрещать. Тем не менее надо быть мудрее, дальновиднее, думать о духовном здоровье нации. А, скажем, нынешнее телевидение думает только о рейтингах. Многие его программы представляют собой нечто вроде "инструкций по жизни". Зрителям предлагаются некие стандарты, которых в материальном плане достичь невозможно. Не может подросток купить "мерседес" и таким образом приобщиться к элите.

Но он может, как эта элита, понюхать кокаин, покурить марихуану, уколоться, наконец. Это простой, доступный путь сближения с предлагаемыми стандартами. К сожалению, наше ТВ, наш кинематограф сейчас не предлагают ничего альтернативного, чтобы молодым людям было интересно. На экранах либо "отстой", либо эпатаж, либо инструкции по насилию, убийству, наркомании...

Во времена Великой депрессии директор ФБР Эдвард Гувер приехал в Голливуд и сказал, что если кино ничего не сделает для общества, то США погрязнут в преступности и коррупции. И американский кинематограф рьяно взялся за дело. С тех пор - а это было в 1930-е годы - экранные полицейские перестреляли, наверно, уже половину Соединенных Штатов и продолжают это делать, побеждая в каждом фильме. Очень хочется, чтобы и в России кино, телевидение стали союзниками правоохранительных органов. В том числе нашего ведомства.По материалам еженедельника "Новое русское слово" (Европа-СНГ)

Просмотров: 1076 | Добавил: KP

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МИРУ - СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОНЛАЙН

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК ПО САЙТУ
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]