РОССИЯ, Москва. По информации, полученной Правозащитным центром «Мемориал», спецслужбы России и Узбекистана активизировали мероприятия по розыску гражданина Таджикистана Акмалжона Шодиева, обратившегося в прошлом году в представительство УВКБ ООН в Москве за получением статуса беженца, сообщил 5 марта директор Программы мониторинга прав человека в Центральной Азии ПЦ «Мемориал» Виталий Пономарев. 10 февраля в частный дом в г. Истра Московской области, где временно проживают трудовые мигранты из Центральной Азии, пришли несколько неизвестных в гражданской одежде, двое из которых были этническими узбеками. Они записали паспортные данные мигрантов, находящихся в доме, и, обнаружив среди них человека, являющегося односельчанином Акмалжона Шодиева, стали расспрашивать о возможном местонахождении последнего, показав в ходе опроса его фотографию.
Акмалжон Шодиев родился 20 ноября 1977 года в Пенджикентском районе Согдийской (бывшей Ленинабадской) области Таджикистана. Будучи этническим узбеком, он на протяжении ряда лет работал в Узбекистане, в том числе в 2000–2003 годах — продавцом в г. Алмалыке Ташкентской области. В этом же городе проживал его брат Жамолиддин, который после окончания одного из ташкентских вузов остался в Узбекистане, получил гражданство этой страны и стал директором торгового дома.
Вскоре после террористических актов в Ташкенте в марте 2004 года спецслужбы Узбекистана начали розыск братьев Шодиевых, вернувшихся весной 2004 года в родной кишлак Суджина в Пенджикентском районе Таджикистана. В конце 2004 года — начале 2005 года сотрудники милиции и органов национальной безопасности Таджикистана провели опрос братьев Шодиевых в связи с поступлением из Узбекистана «Международного поручения по уголовному делу №01/1840», содержащего запрос о гражданстве, родственниках и зарубежных поездках подозреваемых, их принадлежности к религиозным течениям на территории Таджикистана. В ходе опроса, по словам Акмалжона Шодиева, назывались фамилии неизвестных ему людей, с которыми он якобы был связан в Узбекистане.
В октябре 2005 года Акмалжон Шодиев вылетел на заработки в Москву. В мае 2007 года начальник Пенджикентского РОВД неожиданно вызвал его родственников и потребовал предоставить фотографии Акмалжона в связи с объявлением его в межгосударственный розыск на территории СНГ.
Внутри Узбекистана розыск Акмалжона Шодиева по ст.241 ч. 2 (заранее не обещанное укрывательство тяжкого или особо тяжкого преступления) и 244-2 ч.1 (участие в религиозных экстремистских организациях) УК РУ был объявлен 16 июня 2004 года.
Согласно документу, копия которого имеется у ПЦ «Мемориал», в период с марта 2003 года по март 2004 года Акмалжон Шодиев якобы входил в один из трех «жамоатов» (религиозных сообществ), созданных в Алмалыке Турсунбаем Сулаймановым, которые «производили по месту своего жительства различные религиозные учения направленные к призыву на свержение конституционного строя Республики Узбекистан». Кроме того, по версии следствия, в феврале 2004 г. Сулайманов якобы сообщил Акмалжону Шодиеву о предстоящих террористических актах в Ташкенте «со стороны некоторых групп людей», но последний не проинформировал об этом правоохранительные органы (сам Шодиев категорически отрицает, что что-либо знал о готовившихся терактах).
В числе шести членов алмалыкских «жамоатов», находящихся в розыске, в документе названы Сулейманов, Акмалжон Шодиев, Жамолиддин Шодиев, У. Абдурахманов, А. Ханаев и Б. Шарипов.
В 2006 года УВД Ташкентской области распространило плакат, на котором среди разыскиваемых «религиозных экстремистов» был указан Жамолиддин Шодиев.
В создавшейся ситуации Акмалжон Шодиев в июне 2007 года обратился с ходатайством о предоставлении международной защиты в представительство УВКБ ООН в России. Решение по его заявлению пока не принято.
Акмалжон Шодиев полагает, что власти Таджикистана не могут обеспечить его безопасность. По его словам, в 2005 года на территории Матчинского района Согдийской области Таджикистана «исчез» гражданин этой страны, ранее проживавший в Алмалыке и разыскиваемый в связи с событиями марта 2004 года. Позднее выяснилось, что он был тайно вывезен в Узбекистан и приговорен к 15 годам лишения свободы.
Есть сведения, что в ноябре 2007 года (когда на территории стран СНГ проводилась скоординированная операция по розыску лиц, объявленных в межгосударственный розыск) правоохранительные органы Таджикистана активизировали мероприятия по установлению местонахождения Акмалжона Шодиева. Многие его односельчане вызывались в Пенджикентский РОВД, где их опрашивали сотрудники 6-го отдела (занимающегося делами религиозных групп). Вызовы продолжались вплоть до января 2008 года.
Едва ли можно сомневаться, что в случае задержания в России Шодиев тем или иным путем будет выдан в Узбекистан, где ему угрожают пытки и осуждение на длительный срок по сфабрикованному обвинению, отмечает Виталий Пономарев.