Точка кипения: ситуация в Грузии на минувшей неделе развивалась стремительно. Тревожные сигналы звучали для действующей власти чуть ли не каждый день.
Президент Саакашвили понимал, что надо что-то делать, вот только что? Выступление в роли отчаянного домохозяина — выяснение отношений с российскими миротворцами — желаемого результата не принесло. Оппозиция собрала у здания парламента десятки тысяч людей. Требования митингующих становились все радикальнее: теперь речь уже об отставке главы государства. А он по-прежнему безмолвствует.
Сообщалось, что Саакашвили, возможно сегодня сделает заявление по сложившейся ситуации. Но в сухом остатке — шифровка из Госканцелярии: «Президент в Тбилиси, работает на посту».
Атмосферу происходящего впитал корреспондент НТВ Сергей Холошевский.
Может, это еще и не революция, но цвет грузины уже выбрали. Всем входящим на площадь перед грузинским парламентом повязывали белые ленточки. «Это знак мирного сосуществования. Чтобы все было гладко», — говорит участник митинга.
Сегодня белым цветом оппозиция хочет стереть память о «революции роз». Тот, за кого боролись четыре года назад, теперь — олицетворение режима. «А он не нашего народа птица, он перелетная птица — готовится куда-то улететь. Наверное, он потерял народ, поэтому не выходит», — говорит житель Тбилиси.
«Миша выходи!» — кричат люди в надежде увидеть своего президента. Но его нет. И тогда они кричат уже по-другому: «Миша, уходи!»
Все началось на Западе. То есть на западе Грузии, когда горячие кавказские парни в городе Зугдиди выясняли отношения на повышенных тонах. Позже это назвали «генеральной репетицией общенационального митинга». Но в ночь с воскресенья на понедельник было такое ощущение, что все это по-настоящему.
Сторонники президента Саакашвили избили его противников (говорят, пострадали даже несколько депутатов парламента), но по большому счету ничего не изменилось. Грузия раскололась на тех, кто «за Мишу» и тех, кто «против».
Коба Давиташвили, лидер Народной партии Грузии: «Сейчас идет война нервов. И мы победим».
В то время как страсти в Грузии накалились до предела, а оппозиция готовилась к решающему бою, Михаил Саакашвили решил заняться «внешней политикой». Он снова обвинил во всех грехах миротворческие силы. На этот раз «грех» миротворцев заключался в том, что они разоружили трех грузинских полицейских возле патриотического лагеря у села Ганмухури.
Стрельба, перекошенные от злости лица охранников в белых рубашках и образ решительного грузинского президента…
Михаил Саакашвили, президент Грузии: «Нашему терпению приходит конец. Передайте вашему генералу, господину Чабану, что я объявляю его нежелательной персоной в Грузии. В ближайшие дни пусть он покинет территорию Грузии. Я вам сообщаю, что Сухуми — это такая же Грузия, как Зугдиди, как Тбилиси».
На лице командующего коллективными силами СНГ не дрогнул ни один мускул.
Сергей Чабан, командующий коллективными силами СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта: «В обязанности командующего КСП не входит давать оценку действиям и высказываниям президента Грузии. В обязанности командующего входит, прежде всего, руководство своими подчиненными, контроль, чтобы военнослужащие КСП выполняли те задачи, которые на них возложены в соответствии с мандатом».
Позже стало ясно, что грузинский президент немного перестарался: дело в том, что командующий миротворческими силами назначается решением Совета глав государств СНГ. Так что генерал Чабан в результате остался в Абхазии и теперь снова для местных жителей за родного отца.
Когда до митинга в Тбилиси оставались считанные часы, власти еще раз нейтрализовали Железного Ираклия. По официальной версии, Ираклий Окруашвили, отпущенный из-под ареста под залог в 6 миллионов долларов, внезапно улетел в Мюнхен подправить здоровье.
Оппозиции ночной отъезд в сопровождении полиции показался подозрительным. Зато вскоре из Лондона в Тбилиси прилетел Бадри Патаркацишвили и пообещал помочь оппозиции деньгами. Самый богатый человек в Грузии, еще когда свою дочь замуж выдавал, говорил другим олигархам, что Мише надо уходить. Сейчас к этому мнению присоединились многие.
Георгий Хаиндрава, представитель Национального совета оппозиционных партий Грузии: «Сначала был просто лозунг: „Грузия без президента“. А со вчерашнего вечера это стало требованием. Когда глава государства не обращает внимания на собственный народ, тот ставит вопрос о легитимности. Мы требуем отставки Саакашавили».
Грузия сейчас отчаянно борется за то, чтобы показать всем: мы демократическая страна. Полицейские миролюбивы, оппозиция чтит закон, а заезжие западные дипломаты взывают к благоразумию.
Терри Дэвис, генеральный секретарь Совета Европы: «Смена президента в Грузии должна происходить путем выборов, а не уличных акций и митингов. Хотя то, что мы видим сейчас, — это и есть проявление демократии».
Весь груз ответственности в эти дни упал на хрупкие плечи Нино Бурджанадзе, она встречается с дипломатами и принимает петиции от оппозиции. А о реакции самого грузинского президента пока ничего не слышно.
Площадь перед парламентом полна народу, а проспект Шота Руставели за свою историю и так многое повидал.