Три офицера осуждены за пытки задержанного
Нагатинский районный суд Москвы вчера признал бывшего майора милиции Елену Волчкову и двух ее подчиненных виновными в зверском избиении студента Московского инженерно-физического института (МИФИ) Дмитрия Носкова. Действия подсудимых были квалифицированы как превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств (статья 286 УК). Волчкова получила семь лет лишения свободы, лейтенант Юрий Попов - шесть лет и лейтенант Константин Пухов - пять с половиной.
Суд также обязал осужденных выплатить потерпевшему 120 тысяч рублей компенсации морального вреда и запретил им работать в МВД после отбытия срока наказания: Волчковой - в течение трех лет, Пухову и Попову - двух лет. Инцидент, ставший предметом судебного разбирательства, произошел 21 марта 2004 года. Накануне ночью в столичном микрорайоне "Царицыно" неизвестные ограбили салон сотовой связи.
По подозрению в совершении преступления был задержан Носков, уликами против которого сыщики посчитали то, что он живет в соседнем доме, и свет в его квартире в пять часов утра.
Как объяснил в интервью "Газете" студент, он "просто любит работать по ночам".
Трое милиционеров вошли в квартиру Носкова и провели обыск, не предъявляя соответствующей санкции. Затем они доставили подозреваемого в ОВД "Царицыно".
Здесь в кабинете на втором этаже уже находились трое мужчин и невысокая худощавая женщина, все в гражданской одежде. Это были начальник 4-й оперативно-разыскной части (ОРЧ) при отделе угрозыска криминальной милиции УВД ЮАО Москвы майор Волчкова, ее подчиненные Пухов, Попов и "неустановленное лицо".
Парню сообщили, что он подозревается в ограблении салона сотовой связи, после чего майор приказала младшим по званию начать допрос с пристрастием и добиться от студента признания. Тем самым начальница рассчитывала повысить показатель раскрываемости преступлений в ее 4-й ОРЧ.
Позже Дмитрий рассказал, как проходил допрос: "Женщина требовала, чтобы я выдал своего сообщника. Не получив признания, мужчины положили меня на пол лицом вниз, заломили мои руки, которые были в наручниках за спиной, подсунули между ними табурет и сели на него сверху, так чтобы я не смог сопротивляться. Затем на меня надели противогаз и зажали трубку для воздуха, снова требуя от меня признания. В то время когда я лежал в противогазе, меня били ногами".
Врачи определили, что в результате допроса Носков получил сотрясение головного мозга, кровоподтеки на лице, в области левого плеча, предплечий и правого бедра.
Дмитрий провел в ОВД "Царицыно" около шести часов, и его отпустили домой. После случившегося Носков обратился за помощью в правозащитный фонд "Общественный вердикт". С помощью юристов он
написал заявление в Управление собственной безопасности МВД, и вскоре было возбуждено уголовное дело.
Как заявила корреспонденту "Газеты" мать потерпевшего Валентина Носкова, они с сыном удовлетворены решением суда. "Справедливость восторжествовала", - считает она.
"За все время деятельности фонда мы занимались примерно 300 уголовных дел. 70% из них связаны с жалобами на избиения в отделениях милиции, в 40% случаях по нашим делам выносятся обвинительные приговоры суда", - сообщил корреспонденту "Газеты" руководитель пресс-службы фонда "Общественный вердикт" Олег Новиков. - Еще года три назад подобные уголовные дела заканчивались "прокурорским пинг-понгом", когда правозащитники пишут жалобу, а из прокуратуры пишут ничего не значащий ответ. Сейчас ситуация меняется, особенно в столице. Возможно, государство задумалось, что пресловутая отчетность толкает сотрудников милиции на преступления, которые они не совершали бы, если бы с них начальство не требовало плана и спринтерского раскрытия преступлений".
Между тем Волчкову ожидает еще один судебный процесс. Она обвиняется в освобождении за взятку трех квартирных воров, задержанных с поличным.
|