Хроника криминальных событий современной Риги, где в роли гангстеров и их жертв оказались офицеры латвийских спецслужб.
В первый раз Эдгара Гулбиса, офицера Службы безопасности Сейма и президента Латвии, отстраненного на время расследования от работы, задержали по подозрению в прошлогоднем поджоге автомобиля начальника Криминального управления таможни Владимира Вашкевича. Гулбис также проходит свидетелем по делу о взрыве машины Вашкевича в мае этого года. Суд отказался продлить санкцию на арест Гулбиса, и его отпустили.
Сразу после освобождения подозреваемого доставили в Центр военной медицины, где медики обратили внимание на желтоватый оттенок кожи Гулбиса, который дрожал, не мог внятно говорить и, постоянно находясь в бреду, просил не бить его в живот и не уводить обратно в камеру.
Военные медики направили Гулбиса в больницу, где у него были обнаружены множественные ушибы спины и грудной клетки, а также заикание.
Уже через пять дней к Эдгару Гулбису приехали, вероятнее всего, сотрудники Бюро по борьбе с организованной преступностью и снова задержали его по обвинению в мошенничестве. Вместе с Гулбисом взяли и его подругу Ивету Штейну. Задержанных рассадили по разным машинам. Во время конвоирования по Островному мосту Гулбис… вывалился из полицейской машины и упал в Даугаву.
Спасатели вытащили Гулбиса на берег, после чего он в тяжелом состоянии был доставлен в токсикологический центр одной из рижских больниц. Почему именно в это отделение? Врачи объяснили, что «подобные больные имеют нестабильное психическое состояние».
Четверо полицейских, конвоировавших Гулбиса, сказали, что задержанный, находясь в состоянии аффекта, пытался сбежать, выпрыгнув из автомобиля. Этой же версии придерживается и начальник Госполиции Алдис Лиелюксис, по словам которого наручники с арестованного «упали сами», потому что «если руки у Гулбиса тонкие, то (наручники) не закрыли достаточно жестко». Шеф полиции высказал предположение, что во время конвоирования оперативники проигнорировали предписанные нормы безопасности. Возможно, это связано с тем, что к задержанному офицеру (почти коллеге) полицейские проявили снисходительное отношение.
Однако Ивета Штейне, находившаяся в машине, следовавшей за полицейским автомобилем, утверждает, что ее друга специально сбросили в реку. В тот день Штейне провела в полиции какое-то время, после чего ее отпустили.
Позже Штейне обвинила сотрудников силовых структур в том, что они пытались выбить у Эдгара Гулбиса признательные показания при помощи пыток, избивая и вкалывая ему вещества, от которых он ослабевал физически и морально.
По словам адвоката Гулбиса, Александра Огурцова, его клиент не может вспомнить, как он оказался в Даугаве, потому что, находясь в полицейской машине, получил сильный удар. После этого Гулбис потерял память, не может нормально говорить и с трудом воспринимает все, происходящее с ним.
КСТАТИ
Интересы Эдгара Гулбиса представляют сразу три адвоката, хотя официально за весь прошлый год подозреваемый получил «чистыми» всего 400 латов.
Подруга Гулбиса Ивета Штейне не работает. Она является совладелицей убыточной фирмы, оборот которой, согласно бухгалтерской документации, составляет 300 латов.
По словам Штейны, адвокатов Гулбису наняли ее родители и друзья офицера.
Кто и за что хочет убить Вашкевича?
В мае этого года взорвался автомобиль Владимира Вашкевича. Машина была припаркована у входа в здание Криминального управления таможни Латвии. Вашкевича, получившего серьезные ранения, доставили в больницу.
Это не первое покушение на жизнь начальника Криминального управления таможни. В прошлом году его пытались убить дважды. Мотивы тех преступлений так и остались до конца не выясненными. Сначала Вашкевич говорил о мести преступников. Однако затем изменил мнение, заявив, что за прошлогодними попытками его убийства мог стоять некто Раймондс Сталбергс, бизнес-партнер Инары Вилкасте – бывшей жены Вашкевича. Вилкасте и Сталбергса связывала одна провалившаяся сделка, в которую были вложены большие деньги. Позже Сталбергс был обвинен в вымогательстве у Инары Вилкасте 3 млн. евро.
Премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис назвал покушение на Вашкевича «преступлением против государственной власти» и обещал наказать виновных по всей строгости закона. Первый (в независимой Латвии) случай покушения на жизнь государственного чиновника столь высокого ранга обсуждался на чрезвычайном заседании руководителей силовых структур, срочно созванном главой правительства.
За последнее время сотрудники возглавляемого Вашкевичем управления «накрыли» несколько банд, занимавшихся контрабандой наркотиков, сигарет, алкоголя и бензина. Майское покушение полиция связывает с профессиональной деятельностью Владимира Вашкевича, который контролирует две важнейшие структуры Налогово-таможенного департамента: Криминальное управление, борющееся с контрабандой, и Финансовую полицию, занимающуюся налоговыми махинациями.
«Чекистская мафия»
После странного падения в Даугаву Эдгара Гулбиса премьер-министр Айгарс Калвитис сообщил, что в Латвии действует организованная преступная группировка («серьезная мафиозная структура»), состоящая из бывших работников и агентов КГБ СССР, бывших офицеров ВДВ СССР, а также ныне действующих сотрудников Службы безопасности Сейма и президента (СБСП) и многих других спецслужб Латвии.
Глава латвийского правительства, со ссылкой на руководство правоохранительных органов, сказал, что преступная сеть (которую тут же окрестили «чекистской мафией») занимается вымогательством и мошенничеством, а, кроме того, «крышует» наркоторговлю. По словам Калвитиса, ему известны имена бандитов, которые «могут быть связаны с определенными политическими силами», но пока никто из них не арестован.
На ближайшем заседании Совета национальной безопасности премьер-министр Калвитис намерен поднять вопрос о проведении в спецслужбах страны серии проверок, потому что «должностные лица больше не могут чувствовать себя в безопасности».
Косвенно под обвинения Калвитиса попали не только спецслужбы Латвии, но и армия, поскольку, будучи сотрудником СБСП, Эдгар Гулбис является офицером латвийской армии.
На сенсационное заявление премьер-министра незамедлительно отреагировал начальник президентской охраны Талис Майорс, заявивший, что в распоряжении СБСП нет данных о существовании преступной организации, в которую якобы входят бывшие и нынешние сотрудники спецслужб.
Майорс также подчеркнул, что подчиненный ему Эдгар Гулбис всегда профессионально выполнял свои обязанности, а результаты медицинских проверок свидетельствуют, что со здоровьем у Гулбиса все в полном порядке.
Президенту Латвии Валдису Затлерсу также ничего не было известно о «чекистской мафии». По словам главы государства, на заседаниях Совета национальной безопасности этот вопрос никогда не обсуждался. «Очевидно, за неделю ситуация в стране резко изменилась», — осторожно предположил президент.
«Если в Латвии сначала пытаются взорвать начальника Криминального управления таможни, а потом работник спецслужб прыгает в Даугаву, то что-то явно не в порядке», — с горечью признал Затлерс. Президент допускает, что ситуация вокруг «странного падения» в Даугаву Эдгара Гулбиса может свидетельствовать о «нездоровой конкуренции» между различными спецслужбами Латвии.
|