В течение нескольких месяцев ингушские силовые структуры гоняются за бандами боевиков, устраивающими беспорядки в республике и нападающими на мирных жителей. К сожалению, никакие спецоперации не смогли снизить количество преступлений - наоборот, число их только растёт: за три летних месяца произошло около 40 нападений и терактов. Цифра ужасающая, тем более для такой маленькой республики. Печатные издания и центральные телевизионные каналы всё чаще передают новости из некогда спокойной Ингушетии, которые теперь больше похожи на фронтовые сводки.
В конце лета сюда были дополнительно введены две тысячи военнослужащих внутренних войск - это запоздалая реакция федерального центра, долгое время убаюкиваемого радужными отчётами местной власти. Военные передвигаются по улицам на бронетехнике, так что сегодня встретить БТР с военными среди белого дня - дело для жителей Ингушетии обычное.
Как справедливо заметил журналист Михаил Басков, уже не ясно, кто за кем охотится. Милиционеры за боевиками или наоборот? Боевики совершают открытые нападения на воинские части и устанавливают свои блокпосты. Это явно указывает на то, что в Ингушетии наступил административный кризис, и местные власти потеряли рычаги контроля над ситуацией.
Руководство республики продолжает «страусиную политику». В очередном интервью «Новым Известиям» президент Мурат Зязиков искренне удивляется: «Меня спрашивают - вот обстановка очень сложная. Ничего подобного! ...Говорят, что в Ингушетии передвигаются бронетехника, танки, стрельба. Нет ничего этого, нет ничего!»
Что же, в таком случае главная проблема жителей Ингушетии и приезжающих в республику журналистов и репортёров - массовые галлюцинации. Ведь нет ничего этого, нет ничего!
«Говорят, здесь неспокойно. Да, некие погремушки бывают, но подобное есть везде», - сказал глава Ингушетии. Как мог президент республики назвать убийства десятков военнослужащих и зверские расправы над мирными жителями «некими погремушками»? М. Зязиков ограничивается обтекаемыми фразами в адрес подпольных бандформирований, обвиняет в дестабилизации «некие силы» и «товарищей», у которых «не совпали интересы». Ингушскому лидеру стоило бы поучиться жёсткости и решимости у своего чеченского коллеги Рамзана Кадырова.
С точки зрения лидера «Союза правых сил» Никиты Белых, события в Ингушетии лишь демонстрируют, что действующая власть в республике недостаточно эффективна. «Мне кажется, это не самый эффективный руководитель региона», - заявил Н. Белых.
Его точку зрения разделяют и президент института стратегических оценок Александр Коновалов: «Становится очевидно, что фактически глава республики не контролирует ситуацию в ней и не имеет необходимой поддержки как у рядового местного населения, так и у различных властных групп».
Согласно официальным заявлениям полпреда президента РФ в Южном административном округе Дмитрия Козака, никаких кадровых изменений в руководстве республики не будет. Да бандитам господин Зязиков и не мешает. Недавно на пост министра МВД Ингушетии был назначен Медов, бывший сотрудник ГАИ, подозреваемый в содействии угонщикам машин, против которого возбуждалось уголовное дело. Зязиков, зная это, в обход Козака (который отклонил кандидатуру Медова), ухитрился через свои каналы подложить указ о назначении на стол Президента РФ. По неподтверждённой информации господин Медов поддерживается самым влиятельным кланом Ингушетии, который, к слову, на днях наградил Зязикова орденом выдающегося ингушского общественного и религиозного деятеля святого Батал-Хаджи I степени за большой личный вклад в дело укрепления межнационального мира и согласия в обществе и поблагодарил за единство, взаимопонимание и согласие.
Кадровая политика ингушского руководства вообще любопытна. К примеру, министр спорта и туризма Исса Оздоев был приговорён Назранским районным судом к двум годам лишения свободы условно за нецелевое расходование бюджетных средств. Тем не менее, министр продолжает занимать свой пост.
Президент соседней Чечни Рамзан Кадыров в одном из своих заявлений в конце августа отметил, что бывший глава Шалинского района Шерип Алихаджиев, который в данное время является заместителем председателя правительства Ингушетии, проходит в Чечне по уголовному делу.
Ещё один сотрудник Евлоев занимает своё кресло, несмотря на судимость в прошлом.
На одном из сайтов появилась информация (якобы имеющая доказательства), что в администрации президента РФ М.Зязиков имеет покровителя, который закрывает глаза на все «недостатки» его правления и которого он, видимо, тоже недостаточно добросовестно информирует о положении дел в республике. Кто знает, может, именно связи в непосредственном окружении В.Путина и позволяют Зязикову частые встречи с главой государства, которыми он козыряет перед прессой и своими коллегами?
Всё это не было бы столь трагичным, если бы нечистоплотность власти не ставила под удар жизни жителей республики. Боевики продолжают реагировать кровавыми расправами на любые комментарии Зязикова. В недавнем репортаже Алексея Симахинана телеканале ТНТ говорится о «негласном комендантском часе» в Ингушетии - после восьми часов вечера жители стараются не выходить из домов. Учителя жалуются, что в этом сентябре не всех детей родители отпускают на занятия в школу - боятся повторения Беслана.
Но Мурат Зязиков живёт в иной республике, где «всё в порядке». В своём интервью обозревателю «Интерфакса» он заявил, что Ингушетия на пути созидания и вышла в лидеры в стране по рождаемости, обеспечена стопроцентная газификация населённых пунктов, а по темпам ввода нового жилья республика занимает ведущее место в стране.
Можно ли сказать, что в республике, по которой передвигаются БТР, всё в порядке? Можно ли «созидать» в таких условиях? Может ли высокая рождаемость быть обусловлена экономическими факторами и ростом благосостояния граждан, если безработица составляет около 80%?
Что касается газификации и массовых застроек, так здесь всё просто. Более 90% работ по газификации республики было проведено ещё при президенте Руслане Аушеве. А высокий показатель по новострою - заслуга частных застройщиков. За счёт государственного бюджета было выстроено лишь 32 квартиры.
Собственно, понадобится ли дополнительная жилая площадь, если русские и другие представители национальных меньшинств в буквальном смысле сидят на чемоданах - оставаться в республике стало действительно страшно.
А. КОНДЕ "Еврейская газета", № 10 (62), октябрь 2007 г.
|